СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
www.government.by
    
Главная / Официальная хроника / Аналитическая информация / В Беларуси утверждена Государственная программа занятости населения на 2006 год
Рус    Eng    Бел    
 
 

В Беларуси утверждена Государственная программа занятости населения на 2006 год

МАКСИМУМ БЕЗРАБОТИЦЫ - 1,5%

Правительство Беларуси Постановлением от 6 апреля текущего года №467 утвердило Государственную программу занятости населения Республики Беларусь на 2006 год, которая является основным инструментом реализации государственной политики в данной сфере. Этот комплексный документ определяет главные направления и приоритеты деятельности органов госуправления, облисполкомов, Мингорисполкома, объединений нанимателей и профсоюзов в разрешении экономических и социальных проблем занятости.

Комментируя данный документ, начальник главного управления политики занятости и народонаселения Министерства труда и соцзащиты Николай Кохонов отметил, что программа на 2006 год разительно отличается от предыдущих. В ее основу положены региональные комплексные программы занятости населения, разработанные облисполкомами с учетом планов социально-экономического развития регионов. "Фактически изменена "философия" этого документа, - подчеркнул собеседник. - Акцент сделан на то, что проблемы занятости должны решаться там, где они есть".

Среди приоритетов - создание новых рабочих мест, обеспечение занятости жителей малых и средних городов, поселков и регионов с высоким уровнем безработицы. Особое внимание уделено обеспечению выпускников вузов, ссузов, ПТУ первым рабочим местом, а также организации трудовой занятости наиболее уязвимых категорий граждан. Впервые предусмотрены меры по трудоустройству на постоянную и временную работу родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на гособеспечении. 

Программа занятости населения на 2006 год базируется на результатах реализации соответствующей программы на 2005 год. Ее основные показатели выполнены - обеспечено снижение уровня безработицы до 1,5% к численности экономически активного населения. В прошлом году в сфере занятости укрепились важные позитивные тенденции. Так, прием работников превысил увольнение, уменьшились масштабы высвобождения работников в связи с сокращением штата или ликвидацией организаций, улучшились показатели использования рабочего времени, снизилась напряженность на рынке труда, возрос спрос нанимателей на рабочую силу.

Однако, несмотря на позитивную динамику, общая конъюнктура рынка рабочей силы продолжает оставаться трудоизбыточной - на 1 заявленную нанимателями в госслужбу занятости вакансию условно претендуют 2 безработных.

Следует отметить, что в прошедшем году состав безработных значительно изменился. Среди них стало больше тех, кому государство обязано предоставлять дополнительные гарантии занятости. В структуре безработных длительно неработающих было 18%, молодежи в возрасте 16-29 лет - 49% (из них каждый пятый - выпускник школы), женщин - 69%. Почти 20% составляли граждане социально уязвимых категорий. Каждый четвертый безработный не имел профессии.

Прогнозируется, что в 2006 году в качестве безработных могут быть зарегистрированы более 220 тыс. человек, а общее количество безработных, нуждающихся в трудоустройстве, может составить почти 290 тыс. человек (95,5% к 2005 году).

ГОРОДА МАЛЫЕ - ПРОБЛЕМЫ БОЛЬШИЕ

В сельской местности и в малых городах на протяжении ряда лет накапливался потенциал безработицы. На 1 января 2006 года в 52 регионах (в том числе в Брестской области - в 7, Витебской - в 12, Гомельской - в 7, Гродненской - в 10, Минской - в 7, Могилевской - в 9) уровень безработицы превышал среднереспубликанский показатель. А наиболее сложная ситуация с занятостью сложилась в 42 регионах, малых и средних городах Беларуси.

В программу включены 22 малых города и региона с устойчиво высоким уровнем безработицы. По каждому из них предусмотрены конкретные меры по снижению "температуры" на локальном рынке труда, разработанные с учетом специфики территорий. В этом "горячем" перечне - Ганцевичский район, города Микашевичи Лунинецкого района и Белоозерск Березовского района (Брестская область), Поставский район, города Поставы и Новолукомль, г.п. Воропаево Поставского района (Витебская область), Октябрьский и Речицкий районы, города Речица и Василевичи, г.п. Заречье Речицкого района, г.п. Октябрьский, г.п. Комарин Брагинского района (Гомельская область), город Скидель (Гродненская область), г.п. Бобр Крупского района, г.п. Свислочь Пуховичского района, г.п. Уречье Любанского района (Минская область), г.п. Глуша Бобруйского района, г.п. Краснополье, Хотимск и Глуск (Могилевская область). Кроме того, 20 малых и средних городов включены в областные программы занятости населения на 2006 год.

Как правило, в этих регионах остро стоит проблема женской и молодежной безработицы. На фоне трудоизбыточной конъюнктуры рынка рабочей силы сохраняется профессионально-квалификационный дисбаланс спроса и предложения. Усложняет ситуацию нестабильная работа градообразующих предприятий.

Николай Кохонов подчеркнул, что в 2006 году предусматривается создание (за счет различных источников финансирования) 97,2 тыс. новых рабочих мест. Причем если раньше отсутствовала детализация в разрезе городов, районов, населенных пунктов, предприятий, организаций, то теперь эта позиция абсолютно конкретизирована. Например, в Микашевичах планируется создать 199 новых рабочих мест, в Новолукомле - 250, в Речицком районе - 1160, в Октябрьском - 160, в Поставском - 410, в Ганцевичском районе - 300 рабочих мест.

Причем каждое четвертое рабочее место появится непосредственно в малых городах. Здесь будут организованы новые производства, открыты цеха и филиалы на действующих предприятиях, расширится сфера услуг. Так, в Ганцевичском районе Брестской области планируется открытие предприятия по производству гранулированного топлива из древесных опилок ООО "Ленингран" на 21 рабочее место, в д. Щерчево Пружанского района - швейного производства ОАО "КПВС" на 35 рабочих мест для женщин, в г.п. Копысь Оршанского района - строительство цеха деревообработки на ОАО "Оршанский КСМ" и цеха твердых сыров на ОАО "Оршанский молочный комбинат", что позволит создать 117 новых рабочих мест. В Поставах намечен ввод в действие цеха деревообработки на УП "Поставский мебельный центр" на 35 рабочих мест. В г.п. Красносельский Волковысского района предусматривается создание цеха по производству облицовочного материала на 30 рабочих мест и швейного цеха на 20 рабочих мест для женщин. В г.п. Бобр Крупского района будет введена в эксплуатацию птицефабрика на территории агрогородка Замки на 25 рабочих мест. 

"Источник" кадров для укомплектования создаваемых рабочих мест - незанятое население и выпускники учреждений образования. Безусловно, не обойтись и без профподготовки безработных под конкретные заявки нанимателей с гарантией трудоустройства на создаваемых рабочих местах.

В общей численности безработных почти 18% - с сельской пропиской. В связи с этим программой предусмотрены конкретные мероприятия по обеспечению занятости сельского населения. Они "синхронизированы" с мероприятиями Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 годы. Почти 17% средств государственного фонда содействия занятости направляется в текущем году на финансирование мероприятий по обеспечению занятости сельчан (Br19,5 млрд.). В целях обеспечения трудонедостаточных регионов кадрами и перераспределения рабочей силы по сравнению с 2005 годом на 20% увеличено задание по переселению семей безработных на новое место жительства и работы (преимущественно в сельскую местность) с выплатой денежных средств и возмещением расходов на переезд.

ДИПЛОМ - "ПРОПУСК" К РАБОЧЕМУ МЕСТУ

Министерствам, республиканским органам госуправления и иным государственным организациям, подчиненным правительству, облисполкомам, Мингорисполкому, являющимся учредителями  учреждений образования, программой установлены задания по трудоустройству молодых специалистов. Практически все, кто заканчивает в 2006 году государственные вузы, ссузы, ПТУ, должны быть обеспечены первым рабочим местом.

Особое внимание в программе уделено вопросам организации профессиональной подготовки и переподготовки безработных, а также опережающего профобучения работников, подлежащих высвобождению. Предусмотрены дополнительные меры, направленные на создание условий для получения безработными, особенно молодыми людьми, первичного профобразования. "Овладение специальностью, востребованной на рынке рабочей силы, дает крепкий шанс на трудоустройство или организацию своего бизнеса, - сказал собеседник. - Это способствует повышению конкурентоспособности и мобильности населения".

В текущем году не менее 50% несовершеннолетних безработных будут сразу после регистрации направляться на профобучение. Николай Кохонов напомнил, что в целях стимулирования молодых людей к получению первой профессии при направлении на учебу в другие регионы республики им оказывается дополнительная материальная помощь.

По сравнению с прошлым годом увеличены объемы профподготовки безработных под конкретные заявки нанимателей с гарантией последующего трудоустройства до 28% от общего числа безработных (в 2005 году было 25%). Вдвое по сравнению с прошлым годом возросли объемы обучения безработных основам предпринимательской деятельности (каждый второй получивший финансовую поддержку в виде ссуд и субсидий из средств госфонда содействия занятости на открытие своего дела получит возможность освоить теорию бизнеса).

В 1,5 раза увеличено количество субсидируемых временных ученических рабочих мест для безработных выпускников высших, средних специальных и профессиональных учебных заведений в рамках "Молодежной практики".

ПОД ЗАЩИТОЙ БРОНИ

Особое внимание уделяется решению проблем трудоустройства целевых групп населения (молодежи, инвалидов, женщин, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, длительно неработающих граждан, лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, и т.д.).

В нашей стране в связи с демографическим приростом трудовых ресурсов проблема молодежной безработицы не теряет своей актуальности. Это обусловлено также выходом на рынок рабочей силы молодежи, не имеющей ни профподготовки, ни опыта практической работы.

По словам Николая Кохонова, в программе усилены и конкретизированы мероприятия, направленные на обеспечение занятости молодежи и инвалидов.

Так, увеличены задания нанимателям по бронированию рабочих мест для трудоустройства молодежи. Возросли задания по установлению нанимателям брони приема на работу граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, в том числе на 30% - по трудоустройству инвалидов. На 40% увеличены объемы трудовой реабилитации инвалидов и на 10% - количество создаваемых рабочих мест для инвалидов (с последующей компенсацией нанимателям затрат за приобретенное специализированное оборудование). В целях реинтеграции инвалидов на рынок рабочей силы предусмотрено создание (совместно с общественными организациями) центров социальных работ.

Рынок труда в Беларуси наименее благосклонен к женщинам, поскольку он в большей степени ориентирован на применение труда мужчин. При этом в структуре безработных представительницы слабого пола преобладают. Как известно, среднестатистический портрет безработного - женщина в возрасте 33 лет со средним специальным образованием, имеющая детей. Николай Кохонов подчеркнул, что мероприятия по смягчению проблемы женской безработицы также включены в программу. В частности, активизируется работа по развитию предпринимательства в сфере бытовых услуг, торговли, информационных и социальных услуг, в которых будет максимально использован женский труд. Планируется также принять меры по оказанию содействия в трудоустройстве женщинам, которые не работали длительное время в связи с уходом за ребенком. 

В программе увеличены объемы оплачиваемых общественных работ, что позволит обеспечить временную занятость незанятого населения.

"ПИРАМИДУ" ПЕРЕВЕРНУЛИ...

Традиционно львиная доля средств областных и г. Минска частей госфонда содействия занятости направляется на финансирование мероприятий, связанных с реализацией активных мер государственной политики занятости на рынке рабочей силы.

Николай Кохонов отметил, что по некоторым позициям в нынешнем году увеличен объем финансовых средств госфонда содействия занятости. Так, на компенсацию нанимателям затрат на приобретение специализированного оборудования для создания рабочих мест и трудоустройства инвалидов "приплюсовано" 10%, на организацию трудовой реабилитации инвалидов - 60%, на организацию "Молодежной практики" - 20%. Увеличение расходов по данным статьям произведено за счет уменьшения финансовых средств на выплату пособий по безработице, материальной помощи и компенсационных выплат безработным.

Реализация программы будет содействовать повышению эффективности использования трудовых ресурсов, поэтапному решению проблемы занятости в малых городах и населенных пунктах с критической ситуацией на рынке труда, а также позволит удержать уровень регистрируемой безработицы к концу 2006 года на отметке в 1,5%.

Крайне важным является то, что программа станет своеобразным фундаментом для разработки перспективных региональных планов мероприятий по обеспечению занятости населения в регионах республики на 2007-2010 годы. Их реализация позволит "зафиксировать" безработицу в этот период в рамках 1,5-1,8%. Региональные программы занятости населения как на текущий год, так и на перспективу полностью корреспондируются с планами социально-экономического развития регионов.

"Образно говоря, если раньше решение проблем занятости строилось на том, что задания "спускались" сверху вниз, то теперь эту "пирамиду" перевернули, - сказал Николай Кохонов. - Ее основанием стали региональные разработки".