СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
www.government.by
    
Главная / Официальная хроника / Аналитическая информация / Утверждена Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма
Рус    Eng    Бел    
 
 

Утверждена Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма

Пьянство и алкоголизм - одна из социально значимых и актуальных проблем для нашего государства. Это негативное явление причиняет огромный материальный и нравственный ущерб и обществу в целом, и отдельным гражданам. По масштабам своего распространения, величине экономических, экологических, демографических и нравственных потерь пьянство и алкоголизм представляют серьезную угрозу стабильности и развитию общества, здоровью и благополучию нации.

Постановлением Совета Министров от 27 апреля 2006 года №556 утверждена Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2006-2010 годы. Это уже второй такой комплексный документ - первая программа реализовывалась в 2000-2005 годах. В целом она была выполнена, но остался еще целый ряд нерешенных вопросов.

Главный нарколог Министерства здравоохранения, кандидат медицинских наук Владимир Максимчук отметил, что новая программа хотя и базируется на результатах выполнения предыдущей, но отличается более широким "форматом" как в плане объема мероприятий, так и их содержания. В документе содержатся принципиально новые подходы к решению данной проблемы, а также новые формы и средства их реализации.

"Программа является тем "инструментом", который позволит конкретизировать работу по профилактике пьянства и алкоголизма в Беларуси", - сказал собеседник. В ходе ее реализации будет проведен анализ эффективности законодательства в данной сфере. К работе по профилактике пьянства и алкоголизма активно подключатся все заинтересованные министерства и ведомства, облисполкомы и Минский горисполком. Госпрограмма предусматривает вовлечение значительной части населения в различные оздоровительные мероприятия - это будет способствовать улучшению состояния здоровья людей, снижению уровня потребления алкогольных напитков населением.

По словам Владимира Максимчука, потребление спиртных напитков в последнее десятилетие приобрело устойчивый и массовый характер. В Беларуси объем потребления спиртных напитков на душу населения с 1995 по 2005 годы увеличился с 6,7 л до 9,36 л абсолютного алкоголя. Фактически же население республики потребляет спиртных напитков больше, поскольку официальная статистика не учитывает алкогольную продукцию, производимую кустарным способом. В структуре потребляемых алкогольных напитков преобладают дешевые вины, которые в абсолютном алкоголе превышают потребление водки, а в абсолютных цифрах производятся в тех же объемах, что и пиво.

За последние пять лет число людей, страдающих хроническим алкоголизмом и состоящих на диспансерном учете в специализированных организациях здравоохранения системы Минздрава, возросло с 121,9 тыс. до 171,1 тыс. За последние восемь лет более чем втрое увеличилось количество подростков, состоящих на учете в связи со злоупотреблением спиртным. Ежегодно более 500 тыс. человек (из них около 30 тыс. несовершеннолетних) привлекаются к административной ответственности за распитие спиртных напитков в общественных местах. В 2005 году 3,7 тыс. продавцов были оштрафованы за нарушение правил торговли алкогольными напитками. За вовлечение несовершеннолетних в распитие спиртного привлечены к ответственности 10,3 тыс. взрослых. Лицами, находившимися в состоянии алкогольного опьянения, в 2005 году совершено 32,1 тыс. преступлений, что на 18,4% больше, чем в 2004-м. Ежегодно сотрудники органов внутренних дел выявляют около 80 тыс. пьяных водителей.

Особую тревогу вызывает рост пьянства и алкоголизма среди женщин, а также широкое распространение потребления алкогольных напитков среди молодежи, подчеркнул Владимир Максимчук. Большинство молодых людей приобщаются к алкоголю в 13-16-летнем возрасте. Только 15% молодых людей ведут трезвый образ жизни, 43% употребляют алкогольные напитки эпизодически, в малых дозах, 31% - эпизодически, но выше допустимой нормы, а 11% молодых людей - систематически и в большом количестве.

В массовом сознании и бытовой культуре населения, особенно молодежи, сформировался устойчивый социально-психологический стереотип - потребление алкоголя рассматривается как бытовая социально-культурная норма, традиция или обязательный ритуал. Такая нравственно-психологическая атмосфера в обществе стимулирует распространение потребления алкоголя. Этот фактор в сочетании с широкой рекламой потребления алкогольных напитков значительно снижает эффективность работы по предупреждению пьянства и алкоголизма, отметил Владимир Максимчук.

Экономические затраты государства, связанные с пьянством и алкоголизмом, включают не только прямые расходы на лечение алкоголизма и его соматических последствий, но и расходы на систему охраны правопорядка, социальной помощи, а также уменьшение доходов в связи со снижением производительности труда, высокой частотой травматизации, инвалидизации и смертности.

Огромный ущерб, который наносят пьянство и алкоголизм обществу, обуславливает государственное значение этой проблемы. Новая госпрограмма национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма направлена на снижение социально-экономических последствий этого явления. Опыт реализации предыдущей госпрограммы показал, что для решения проблемы пьянства и алкоголизма необходимо проведение массированной пропаганды трезвого образа жизни, научно-обоснованной, активной и эффективной политики государственных органов и общественности по снижению уровня потребления алкогольных напитков населением. Необходима координация деятельности органов исполнительной власти и государственного управления по вопросам предупреждения пьянства и алкоголизма. Важная роль в решении этой проблемы отводится информированию населения о последствиях пьянства и алкоголизма и преимуществах трезвого образа жизни.

Особое значение в программе придается совершенствованию законодательства по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма и их последствий, ужесточению ответственности за распитие, реализацию алкогольных напитков несовершеннолетними. Так, планируется внести в законодательные акты изменения и дополнения по вопросам профилактики пьянства и алкоголизма, организации принудительного лечения больных алкоголизмом. Будут разработаны проекты нормативного правого акта, предусматривающего установление ответственности за распитие слабоалкогольных напитков и пива несовершеннолетними, продажу (покупку) этих напитков несовершеннолетним. Время и места продажи пива, алкогольных и слабоалкогольных напитков будут ограничены (так, реализация алкогольных напитков, кроме напитков брожения с объемной долей этилового спирта от 0,5 до 7%, во всех организациях торговли и общественного питания будет с 9 до 21 часа). Планируется повышение ответственности родителей за распитие алкогольных напитков и пива несовершеннолетними.

Более жестким станет регулирование производства и оборота алкогольной продукции. В частности, предусматривается внесение изменений в нормативные акты по запрещению продажи лицам моложе 21 года алкогольной продукции (кроме кваса, кумыса, кефира, пива с объемной долей этилового спирта от 0,5 до 7%). В государственные стандарты, устанавливающие требования к информации для потребителя пищевых продуктов, планируется внести изменения, предусматривающие возрастные и иные ограничения употребления алкогольных напитков и пива. Программой также предусматривается сокращение производства плодовых вин, включая винные плодово-ягодные напитки и другие дешевые спиртосодержащие напитки в среднем до 10% в год. Будут проводиться комплексные проверки, направленные на выявление нарушений законодательства в сфере лицензирования оптовой и розничной торговли алкогольными напитками.

Программа включает широкий спектр мероприятий по повышению эффективности работы наркологической службы республики. Будут разработаны штатные нормативы обеспечения наркологической службы Минздрава врачами-наркологами, соцработниками, психотерапевтами и психологами, прежде всего для работы с несовершеннолетними и молодежью. Особое внимание будет уделено обеспечению укомплектования организаций здравоохранения областных центров и г. Минска врачами-наркологами. На 2007 год запланирована организация Витебского областного и Речицкого наркологических диспансеров.

Ряд мер направлен на укрепление материально-технической базы организаций здравоохранения в целях повышения доступности, качества и эффективности наркологической помощи. Так, завершится капитальный ремонт Могилевского областного наркологического диспансера и двух наркологических отделений Минского городского наркологического диспансера. После реконструкции откроется филиал Гомельского областного наркологического диспансера. Будет отремонтирован Брестский областной наркологический диспансер. Современными анализаторами концентрации паров этанола оснастят кабинеты экспертизы опьянения и приемные отделения многопрофильных больниц.

Планируется пересмотр отраслевых перечней опасных объектов, машин и механизмов в целях принятия дополнительных мер по недопущению людей, страдающих алкогольной зависимостью, к работе на данных объектах. Это приведет к снижению до 15% случаев производственного травматизма. Будет обеспечена системная работа передвижных наркологических пунктов для проведения медицинского освидетельствования водителей транспортных средств.

Ряд мер предусмотрен по использованию современных научно-обоснованных технологий для повышения качества профилактики, диагностики и лечения больных алкоголизмом. Республиканскую клиническую психиатрическую больницу реорганизуют в Республиканский научно-практический центр "Психиатрия-наркология". В Беларуси будет создан центр мониторинга по изучению распространения употребления алкогольных напитков в регионах республики среди различных возрастных групп и определению ущерба, связанного с потреблением алкоголя. Планируется проведение социологических опросов населения для выявления причин, влияющих на потребление алкоголя.

Большое внимание в программе уделяется повышению уровня подготовки медицинских специалистов по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации заболеваний, связанных со злоупотреблением алкоголем. Так, расширится объем подготовки студентов медицинских учреждений образования по вопросам наркологии, а также объем программ преподавания общей и частной наркологии, профилактики и лечения алкогольной зависимости.

"Усилия будут направлены как на решение проблемы в целом, так и по отдельным категориям населения, в первую очередь несовершеннолетних и молодежи", - сказал главный нарколог Минздрава. Будет реализован комплекс профилактических мероприятий с участием всех государственных органов и общественных организаций. Предусматривается создание областных, районных и городских многопрофильных передвижных центров (бригад) для организации пропагандистских, культурно-массовых мероприятий антиалкогольной направленности в молодежной среде. Планируется организация консультации врача-нарколога при проведении ежегодных медосмотров учащихся старших классов. Члены общественного объединения "Белорусский республиканский союз молодежи" будут закреплены в качестве общественных воспитателей за подростками из неблагополучных семей, состоящими на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Детям и подросткам из неблагополучных семей будет предоставлена возможность бесплатно заниматься в спортивных секциях, в кружках самодеятельности и творчества.

Реализация мероприятий государственной программы позволит достигнуть уменьшения уровня потребления населением алкогольных напитков до 10% в год. Снизится уровень смертности от алкоголизма и случайного отравления алкоголем на 2% в год, а показатель заболеваемости алкоголизмом - в среднем на 2-3% в год (в том числе уменьшится первичная заболеваемость различными формами алкогольных психозов на 5% ежегодно). Среди ожидаемых результатов реализации госпрограммы - снижение на 10% случаев возникновения алкогольной зависимости у несовершеннолетних и сокращение на 10% количества детей, систематически употребляющих алкогольные напитки, из неблагополучных семей.

В соответствии с Постановлением Совета Министров №556, финансирование мероприятий госпрограммы осуществляется в пределах средств, предусматриваемых в республиканском бюджете на содержание республиканских органов госуправления, иных государственных организаций, подчиненных правительству, и в пределах средств, предусматриваемых в местных бюджетах на эти цели.