СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
www.government.by
    
Главная / Официальная хроника / Аналитическая информация / Совмин утвердил Государственную программу содействия занятости населения Беларуси на 2007 год - комментарий
Рус    Eng    Бел    
 
 

Совмин утвердил Государственную программу содействия занятости населения Беларуси на 2007 год - комментарий

МАКСИМУМ БЕЗРАБОТИЦЫ - 1,5%

Правительство Беларуси Постановлением №189 утвердило Государственную программу содействия занятости населения Республики Беларусь на 2007 год. Этот комплексный документ определяет основные направления и приоритеты деятельности республиканских органов госуправления, облисполкомов, Мингорисполкома, объединений нанимателей и профсоюзов, общественных объединений инвалидов по реализации государственной политики в области обеспечения занятости населения.

Комментируя по просьбе БЕЛТА данный документ, начальник главного управления политики занятости и народонаселения Министерства труда и социальной защиты Николай Кохонов отметил, что программа-2007 содержит ряд новаций. В ее основу положены комплексные региональные программы занятости населения, разработанные облисполкомами с учетом планов социально-экономического развития регионов. Документ разработан на основе важнейших параметров и основных целевых показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2007 год.

Отличительная особенность новой программы состоит в том, что в ней предусмотрены меры по увеличению численности занятых в экономике до 4375 - 4448 тыс. человек. Определены параметры по вовлечению в экономическую деятельность неработающих граждан, в том числе в разрезе областей. Впервые устанавливаются задания по содействию в трудоустройстве не только безработным, но и незанятым гражданам. Среди приоритетов - создание рабочих мест, обеспечение занятости жителей малых и средних городов, поселков и регионов с высоким уровнем безработицы. Большое внимание уделяется содействию в трудоустройстве граждан, особо нуждающихся в социальной защите (инвалидов, молодежи, женщин, длительно неработающих граждан, а также освободившихся из мест лишения свободы). Среди целей программы - не только увеличение численности экономически активного населения, но и повышение качества трудовых ресурсов.

"ТЕМПЕРАТУРА" РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ

Следует отметить, что за последние годы ситуация на национальном рынке рабочей силы изменилась к лучшему, стала более стабильной и управляемой.

Если раньше численность занятых в экономике неуклонно сокращалась, то в 2005 году наметилась положительная тенденция увеличения этого показателя. В прошлом году она укрепилась (по оценке, прирост численности занятых в экономике превысил 24 тыс. человек). Увеличилось количество работающих в отраслях материального производства (за исключением сельского хозяйства, заготовок и коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка). Наиболее существенный рост отмечен в торговле и общественном питании, строительстве и промышленности. В большинстве непроизводственных отраслей также произошло увеличение численности занятых (кроме непроизводственных видов бытового обслуживания населения, образования, науки и научного обслуживания).

В Беларуси снизился оборот рабочей силы. По данным Министерства статистики и анализа, в прошлом году прием работников на 4% превысил увольнение. Почти на четверть сократилась вынужденная неполная занятость на производстве. Общее количество неотработанного времени составило в прошлом году 1,8 млн. человеко-дней (в 2005 году - 2,9 млн. человеко-дней), что равнозначно ежедневному невыходу на работу 7 тыс. человек (в 2005-м - 11 тыс. человек). Снизились масштабы высвобождения в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организаций (в общей численности уволенных доля высвобожденных работников составила 1,5%).

Значительно увеличился спрос на рабочую силу. На 1 января нынешнего года в органы государственной службы занятости поступили сведения о наличии 44,8 тыс. вакансий, что на 25,1% больше по сравнению с 1 января 2006 года. Наиболее востребованными на рынке труда являются рабочие строительных профессий (каменщики, кровельщики, монтажники, штукатуры и др.), а также инженеры-строители. Большое количество вакансий заявляет промышленность, преимущественно на рабочие профессии (токари, фрезеровщики, электромонтеры, электромонтажники, слесари-инструментальщики, слесари-сантехники, наладчики оборудования, наладчики КИПиА и др.). Высоким спросом пользуются водители автомобилей, машинисты бульдозеров, экскаваторов, трактористы. В дефиците - врачи, инженеры-программисты, прорабы, инженеры-конструкторы. Вместе с тем по-прежнему педагоги, товароведы, юристы, экономисты трудоизбыточны во всех областях и Минске. Особенно невысок спрос на специалистов со средним специальным образованием.

В Беларуси несколько снизилась женская безработица - с 68,9% на 1 января 2006 года до 65,8% на 1 января 2007-го. Молодежная безработица уменьшилась с 45,5% до 44,8%. Обеспечено снижение средней продолжительности безработицы с 6,7 до 6,1 месяца и периода трудоустройства безработных - с 3,2 до 3,1 месяца.

В определенной степени снижению напряженности на рынке труда способствовала реализация мероприятий Государственной программы занятости населения Республики Беларусь на 2006 год. В целом ее основные показатели выполнены. Однако на рынке труда республики остается ряд проблем. По-прежнему сохраняется значительный структурный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. Некоторые наниматели предоставляют вакансии с оплатой труда на уровне минимальной заработной платы, что делает их непривлекательными для соискателей рабочего места и бесперспективными с точки зрения заполнения таких вакансий. Особенно это характерно для сельской местности.

Не теряет остроты проблема женской и молодежной безработицы (среди безработных молодежь в возрасте 16-29 лет составляет 42%, женщины - 66%). Каждый пятый безработный относится к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке рабочей силы (этим категориям государство предоставляет дополнительные гарантии занятости). Сложно решаются проблемы трудоустройства инвалидов, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД, а также тех, кто имеет длительный перерыв в работе.

Ряды безработных продолжают пополнять люди с низким образовательным и профессиональным уровнем. Среди безработных 21,7% ранее нигде не работали и ищут работу впервые, из них 63% не имеют профессиональной подготовки.

На 1 января 2007 года в органах государственной службы занятости населения состояли на учете 52 тыс. безработных (76,6% от численности безработных на 1 января 2006 года).

РЫНОК ТРУДА: ПРОГНОЗ-2007

Рынок труда республики в текущем году будет формироваться под воздействием нескольких основных факторов. Это сокращение численности трудовых ресурсов за счет уменьшения трудоспособного населения в трудоспособном возрасте; сохранение тенденции превышения предложения рабочей силы над спросом; наличие избыточной рабочей силы в ряде организаций при ее дефиците на локальных рынках труда; сохранение низкой конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежи без практического опыта работы, матерей малолетних детей, инвалидов, людей предпенсионного возраста и др.). Потенциальным источником роста регистрируемой безработицы является экономически неактивное население, численность которого в 2006 году, по оценке, составила 736 тыс. человек.

По прогнозным расчетам, в 2007 году в государственной службе занятости населения может быть зарегистрировано 225,9 тыс. безработных (104,7% к оценке 2006 года). Всего (с учетом состоящих на учете на конец 2006 года) в содействии в трудоустройстве будет нуждаться более 370 тыс. человек, в том числе 290,7 тыс. безработных (107,5% по отношению к 2006 году).

Напомним, Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы в сфере занятости населения поставлена задача по удержанию уровня регистрируемой безработицы в пределах 1,5-2% с одновременным повышением уровня занятости населения на 10-11% к уровню 2005 года.

"БОЛЕВЫЕ ТОЧКИ" НА КАРТЕ ЗАНЯТОСТИ

В программу-2007 включены 29 малых городов и поселков с наиболее напряженной ситуацией на рынке труда. По каждому из них предусмотрены конкретные меры по снижению "температуры" на локальном рынке труда, разработанные с учетом специфики территорий.

В этом "горячем" списке - города Ганцевичи, Микашевичи, Береза, Белоозерск, Иваново (Брестская область); города Поставы, Новолукомль, городские поселки Копысь, Ореховск, Барань Оршанского района (Витебская область); города Добруш, Житковичи, Рогачев, Василевичи, г.п.Октябрьский (Гомельская область); города Мосты, Скидель, Березовка, г.п.Свислочь (Гродненская область); городские поселки Уречье, Городея, Плещеницы (Минская область); городские поселки Краснополье, Хотимск, Глуск, Белыничи, города Славгород, Кировск, рабочий поселок Глуша (Могилевская область).

Снижение напряженности на рынке труда в 9 самых проблемных регионах (города Ганцевичи, Микашевичи, Иваново, Поставы, Новолукомль, Василевичи, Краснополье, городские поселки Октябрьский и Уречье) предусматривается обеспечить в течение 2007-2010 годов. Проблемы, которые накапливались здесь на протяжении нескольких предыдущих лет, будут решены посредством ежегодного включения в государственную и областные программы содействия занятости населения. Принимаемые поэтапно в рамках программ занятости меры позволят к концу 2010 года снизить уровень безработицы в этих регионах до среднеобластного показателя.

Программой содействия занятости населения на 2007 год предусматривается, что в малых городах и населенных пунктах с потенциально высоким уровнем безработицы будут созданы 21 тыс. рабочих мест (почти в 3 раза больше, чем в 2006 году). В том числе 4,1 тыс. рабочих мест появится за счет организации новых производств, 3,9 тыс. - в сельских населенных пунктах, подлежащих преобразованию в 2007 году в агрогородки, 19,8 тыс. - в сфере малого и среднего предпринимательства. Следует отметить, что 3,2 тыс. рабочих мест будут созданы нанимателями за счет использования бюджетных ссуд, выделяемых из Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты, а также возврата бюджетных ссуд, выданных до 2007 года государственным фондом содействия занятости.

ПРИОРИТЕТ - АКТИВНЫМ МЕРАМ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ

Госпрограммой содействия занятости населения предусматривается удержание уровня регистрируемой безработицы к концу 2007 года в социально допустимых пределах (1,4-1,5% от численности экономически активного населения) с одновременным увеличением численности занятых в экономике до 4375- 4448 тыс. человек. В размере регионов "максимум" безработицы установлен в Брестской области на уровне 1,9% (численность занятого в экономике населения необходимо увеличить до 602 тыс. человек), в Витебской - соответственно 1,8% и 542,5 тыс. человек, в Гомельской - 1,6% и 638,5 тыс. человек, в Гродненской - 1,6% и 479 тыс. человек, в Минской - 1,5% и 625 тыс. человек, в Могилевской области - 1,8% и 487 тыс. человек, в городе Минске - 0,6% и 1017 тыс. человек.

Достижению поставленных задач будет способствовать реализация ряда государственных и иных целевых программ, оказывающих значительное влияние на ситуацию в сфере занятости. В их числе - Государственная программа возрождения и развития села на 2005 -2010 годы, Комплексная программа развития сферы услуг в Республике Беларусь на 2006-2010 годы, Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2006-2010 годы, а также утвержденные республиканскими органами государственного управления отраслевые программы "Кадры". В рамках данных программ решаются вопросы повышения эффективности использования трудовых ресурсов, подготовки квалифицированных кадров, создания рабочих мест, улучшения условий труда и т.д.

Одним из важнейших аспектов, обеспечивающих занятость населения, является создание новых рабочих мест, а также условий для развития индивидуальной предпринимательской деятельности.

Государственной программой устанавливаются задания республиканским органам государственного управления, облисполкомам, Минскому горисполкому по созданию 140,1 тыс. рабочих мест, в том числе 13,7 тыс. - в сфере услуг, 2,8 тыс. - в сфере туризма и т.д. Кстати, количество новых рабочих мест в 2007 году увеличено на 24% к установленному заданию на 2006 год. Для организации предпринимательской деятельности и развития самозанятости, в первую очередь в сфере услуг, будет оказана финансовая поддержка в виде субсидий и (или) ссуд 2,4 тыс. безработным на основе предварительного изучения их деловых качеств, обучения и консультирования.

Как уже отмечалось, впервые в программе-2007 установлено задание по содействию в трудоустройстве незанятым гражданам. Из общей численности граждан, нуждающихся в рабочем месте, будет оказано содействие в трудоустройстве на постоянную работу 184,7 тыс. незанятых граждан, в том числе 137,9 тыс. безработным.

Приоритетное внимание уделено организации трудовой занятости целевых групп населения, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, а также обеспечению трудоустройства выпускников государственных вузов, ссузов, ПТУ. Предусматривается установление нанимателям брони для приема на работу 24,4 тыс. представителей названных категорий, а также для трудоустройства родителей, обязанных возмещать расходы государства на содержание детей, находящихся на гособеспечении, и направленных по решению суда в органы государственной службы занятости населения. При необходимости броня для этой категории граждан будет устанавливаться дополнительно в течение года.

Увеличены объемы оплачиваемых общественных работ в лесном, сельском, жилищно-коммунальном хозяйстве, на объектах социальной сферы, в оказании услуг населению. Участие в оплачиваемых общественных работах будет обеспечено для 96,8 тыс. человек, в том числе 65,3 тыс. безработных.

На профессиональное обучение в течение года будет направлено 26,4 тыс. безработных, из них не менее 30% - по конкретным заявкам нанимателей, с гарантией их последующего трудоустройства (в прошлом году было 28%). Профподготовка "под заказ" нанимателей будет способствовать повышению качества трудовых ресурсов, снижению дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, повышению конкурентоспособности рабочей силы. При этом будет обеспечиваться первоочередное направление на профессиональное обучение безработных в возрасте до 18 лет. Расширены возможности для получения молодежью навыков практического опыта работы в рамках "Молодежной практики".

Широкое развитие получит профессиональная ориентация молодежи, прежде всего в школьной среде, направленная на повышение престижа рабочих профессий.

Особое внимание - обеспечению занятости сельского населения и прежде всего в агрогородках. Предусмотрены меры, направленные на повышение уровня квалификации кадров, обеспечение трудонедостаточных сельских регионов кадрами, а также их закрепление на местах. Планируется более активно вовлекать жителей села в самостоятельную инициативную предпринимательскую деятельность.

В полном объеме будет обеспечиваться предусмотренная законодательством социальная поддержка безработных. Планируется, что пособия по безработице и материальную помощь получат в 2007 году 179,5 тыс. безработных.

Продолжится работа по созданию единой информационно-вычислительной системы государственной службы занятости. В республике появится единый банк вакансий, что позволит улучшить качество и культуру обслуживания населения, сократить сроки трудоустройства безработных, обеспечить организацию работы с населением по принципу "одного окна".

Финансирование мероприятий Государственной программы содействия занятости населения будет осуществляться за счет средств Фонда социальной защиты населения, а также иных средств, не запрещенных законодательством. На реализацию мероприятий программы из средств фонда предусматривается выделить более Br118 млрд. 828,1 тыс. Почти 2/3 из них будут направлены на реализацию активных мер политики занятости.

Так, 58% общего объема финансирования предусматривается израсходовать на создание рабочих мест (в 2006 году было 46%). По сравнению с прошлым годом в 1,2 раза увеличено финансирование социально значимых общественных работ, в 1,3 раза - временной занятости молодежи, содействия безработным в организации своего бизнеса, "молодежной практики". Около 30% средств будет направлено на решение проблем занятости в малых городах, 20% - на финансирование мероприятий по обеспечению занятости сельского населения.