СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
www.government.by
    
Главная / Пресса о Правительстве / НА ЧЕМ БУДЕМ УЧИТЬ ЛЕТАТЬ ШКОЛЬНИКА?
«Народная газета», Александр Владыко, 5 сентября 2007 г.
Рус    Eng    Бел    
 
 

НА ЧЕМ БУДЕМ УЧИТЬ ЛЕТАТЬ ШКОЛЬНИКА?
«Народная газета», Александр Владыко, 5 сентября 2007 г.

Главным прилагательным, которое чаще всего звучало вчера на заседании Президиума Совета Министров, на котором рассматривался Кодекс об образовании, было слово “инновационный”. Таким должно быть теперь образование и изнутри, и снаружи. Кодекс об образовании рождался в течение двух последних лет.

— Документ призван обеспечить системное регулирование общественных отношений в данной сфере. Его проект был разработан на основе анализа белорусского законодательства в области образования, соответствующих международных договоров, а также основополагающих актов ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций, — подчеркнул, представляя проект, министр образования Александр Радьков. — Содержание проекта Кодекса основывается на принятых законах в сфере образования и не предусматривает концептуальных изменений положений действующего законодательства. Вместе с тем Кодекс стал не просто “сборником действующих законов”, а дополняющим и систематизирующим сборником.

Впервые в Кодексе устанавливаются такие понятия, как “образовательная программа”, “получение образования на дому”, “выпускник”, “качество образования”, “магистрант”, “образовательные отношения”, “академическая мобильность”, “преподавательская деятельность”, “основное образование”, “дополнительное образование”.

— Основным видом общеобразовательного учреждения считается средняя школа. Для подготовки на более высоком уровне с углубленной специализацией будут работать гимназии и лицеи, — сказал Александр Радьков. — Среднее образование будет обязательно интегрироваться с практической работой, взаимодействовать, в частности, с организациями-заказчиками кадров. В качестве основного вида специального среднего образования предусмотрен колледж...

— А зачем нам вообще гимназии и лицеи?, — переспросил Премьер-министр Сергей Сидорский. — Не получится ли, что там будут учиться только по итогам так называемого “конкурса родителей”?

— Эти учебные заведения отличаются от школы углубленной специализацией, чтобы попасть в них, дети будут сдавать экзамены, — убежден Александр Радьков.

— А как же дети из сельских школ, особенно из тех, где всего-то учатся 20—30 человек? Какая там может быть специализация? — стоял на своем Премьер-министр.

— Мы прописали в кодексе, как это будет происходить. Школа обязана обеспечить достойное образование на базовом уровне всем. А вот особо одаренного человека мы можем пригласить в другую, специализированную школу. Что касается неперспективных школ с малым количеством учеников, то мы решили идти по пути объединения школ, организовав подвоз учащихся.

Вторым вопросом, вызвавшим бурное обсуждение, стала инновационная составляющая нашего образования.

— Получается так, что мы учим летать на “кукурузнике”, потом молодой специалист учится работать с Су-29, в то время как в небе уже летают суперсовременные Су-47, — образно выразился вице-премьер Александр Косинец. По его мнению, белорусская высшая школа должна быть более ориентированной на реальный сектор экономики. Надо стимулировать и учащихся, и самих педагогов к постоянному процессу обучения.

В связи с этим Сергей Сидорский привел цифры недавнего социологического опроса: на вопрос, считаете ли вы себя инновационно восприимчивыми, 68 процентов студентов ответили отрицательно.

— Это очень тревожная статистика. Ведь нам надо “поднимать” именно это большинство, а не только отдельные дарования, которые и “сами пробьются”, — считает Премьер-министр. — Инновации это ориентир на новые мысли, создание новых образов, готовность к восприятию новой информации. Без этого невозможно построить инновационную экономику государства.

Президиум Совмина обсудил также вопрос, надо ли в кодексе дублировать норму о зарплате педагогов (в законе “Об образовании” написано, что зарплата  педагога должна быть на уровне средней зарплаты в промышленности, а профессорско-преподавательского состава — на уровне 150 процентов от зарплаты в промышленности) и являются ли школьные администраторы (например, директор) и методисты педагогическими работниками. Решили, что Минобразования и Министерство труда и соцзащиты должны в течение недели обсудить эти позиции и договориться. После этого проект Кодекса будет направлен на обсуждение в Палату представителей.

Справка “НГ”:

инновация (позднелат. innovatio, англ. innovation) — нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта.