СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
www.government.by
    
Главная / Пресса о Правительстве / ЛЬНОВОДСТВО НА ПОРОГЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ
«Белорусская нива», Светлана Залеская, 7 сентября 2007 г.
Рус    Eng    Бел    
 
 

ЛЬНОВОДСТВО НА ПОРОГЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ
«Белорусская нива», Светлана Залеская, 7 сентября 2007 г.

В среду в Дубровенском районе побывал Премьер-министр Республики Беларусь Сергей Сидорский. Рабочая поездка главы Правительства связана с решением актуальных для льноводческой отрасли вопросов. Похоже, ее ожидают серьезные перемены, и одна из глобальных – реформирование льнозаводов. Выработке единой позиции на этот счет, детальному анализу “плюсов” и “минусов” такой реформы было посвящено состоявшееся на Витебщине республиканское совещание.

Для участия в нем прибыли руководители районов и предприятий, занимающихся возделыванием и переработкой льна. Обращаясь к ним на льняном поле, во время демонстрации льносеющей и уборочной техники, министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Русак обозначил несколько проблем, решать которые предстоит в ближайшее время при их непосредственном участии. Рентабельность производства этой культуры стремительно снижается, о положительной динамике давно не ведется речи. Без поднятия урожайности льноволокна как минимум до 10 центнеров с гектара позитивных сдвигов в отрасли не добиться. И в создавшейся ситуации очень многое зависит от позиции местных органов власти: в их силах содействовать выделению наиболее пригодных, кислых почв для возделывания традиционной белорусской культуры и обеспечения четырех-, пятигодичных севооборотов. Сегодня в республике производится 60 тысяч тонн льноволокна. Если пойти по пути реформирования льнозаводов, сократив их количество с 49 до 25, при условии техперевооружения оставшихся, тот же объем работ можно будет выполнять меньшими силами. Высвободившиеся трудовые ресурсы, скорее всего, будут задействованы на возделывании льна.

Впрочем, этот вопрос требует дополнительной, детальной проработки. Если правительство не согласится на такой шаг, то 300 хозяйств, выращивающих лен, следует укомплектовать посевными комбинированными агрегатами, оборачивателями, вспушивателями, пресс-подборщиками, льнокомбайнами – целым шлейфом специальной техники. Наверное, их число значительно уменьшилось бы, если бы за производство такого ценного сырья взялись специализированные предприятия. Пришла пора полностью отказаться от дорогостоящего ручного труда.

Назрела необходимость и повышения качества переработки сырья на Оршанском льнокомбинате. К сожалению, 85 процентов его идет на производство грубой нити, невостребованной мешковины и брезента, а лишь 15 остается на тонкую нить, пригодную для хороших тканей. Отсюда и нехватка оборотных средств, невозможность сполна и своевременно рассчитываться с поставщиками сырья.

Неспроста местом проведения совещания выбрано Дубровно. Здешний льнозавод – один из сильнейших в республике. На его примере уместно обсуждать возможные перемены в отрасли. Он был пионером в обеспечении собственной сырьевой базой. Начинал с небольшого мехзвена, засевавшего площадь в 500 гектаров.

– Сегодня на льнозаводе создан сильный мехотряд, есть 30 тракторов, необходимый шлейф специальной техники для возделывания льна, а засевается уже 1600 гектаров. Для сравнения: в целом Дубровенщина выращивает лен на 2400 гектарах, – рассказывает председатель райисполкома Анатолий Лукашов. – И если по району мы достигли средней урожайности 10 центнеров с гектара, то у льнозаводчан она 11–12, а на отдельных полях доходит до 16 центнеров с гектара. В перспективе планируем передать выращивание этой культуры полностью в одни руки.

Главный агроном предприятия Татьяна Королева считает, что в успехе растениеводов немалая заслуга отряда механизаторов под управлением Валерия Ващинникова. Отряд работает слаженно, безупречно выполняя все технологические требования, не считаясь со временем и нагрузкой.

– В засушливое время химпрополку приходилось делать в вечерние часы или утром. Едва забрезжит рассвет – мехотряд мгновенно перестраивался на необходимый режим. Сейчас убирает ежедневно до 100 тонн тресты. 2670 тонн льна в рулонах уже транспортировано на хранение. Причем обходимся малыми силами: один погрузчик работает в поле, другой – на складе; пять платформ задействованы на вывозке льна (на каждую помещается 38--40 рулонов). Звено по прессованию, вспучиванию и оборачиванию льна – мобильное. Используется практически во всех хозяйствах, занятых выращиванием культуры. Будущее, по всей видимости, за раздельной уборкой льна – это экономически целесообразнее, – отмечает Татьяна Петровна.

Заводчане не боятся экспериментировать, с семенами в том числе. Наравне с отечественными испытывают импортные сорта. Наиболее приемлемыми считают белорусские сорта «весна», «василек», бельгийский – «ариана», успешно апробировали чешский – «табор». Четыре процента в общем объеме производства льна в нашей стране принадлежит Дубровенскому льнозаводу. Если бы в реализации продукции его не связывали посредники, экономически он чувствовал бы себя увереннее: не довлел бы ценовой пресс, ускорились бы расчеты за сырье. Оршанский льнокомбинат должен за поставляемое волокно 280 миллионов рублей – эти деньги в условиях модернизации производства оказались бы весьма кстати дубровенцам. Не пришлось бы, наверное, оздоравливать собственную экономику нетрадиционным для льнозаводов методом – выращиванием рапса. В этом году его выращивали на 300 гектарах, 150 гектаров озимого уже снова засеяно к началу сентября. Это “живые” деньги.

Подробно знакомясь с технической базой предприятия, Сергей Сидорский выслушал немало претензий в адрес отечественных машиностроителей. В сравнении с импортными аналогами наши комбайны громоздки, неуклюжи, менее маневренны и производительны, зато горючего поглощают вдвое-втрое больше. Есть над чем потрудиться конструкторской мысли. Одобрили практики посевной агрегат, производство которого освоил Витебский мотороремонтный завод совместно с фирмой “Ленкон”, хотя и в нем требуется некоторое усовершенствование. От двух до четырех таких сеялок хватило бы для большинства возделывающих лен предприятий, чтобы успевать с севом в оптимальные агротехнические сроки. Детальную экспертизу “забракованных” машин правительство проведет дополнительно с целью уточнения и устранения недостатков.

Что требуется от правительства, чтобы программа “Лен” заработала, наконец, в полном объеме? На каком этапе она “пробуксовывает”, какой техники недостает для его производства и переработки? Именно это и хотел выяснить Премьер-министр. Минсельхозпрод настаивает на реструктуризации долгов льнозаводов республики и модернизации перерабатывающего оборудования. Однако в экономических преимуществах нововведений убедить премьера удалось не сразу. Директор Дубровенского льнозавода Анатолий Босенков вынужден был признать: установленная на его предприятии бельгийская линия в наших условиях не дает ожидаемой отдачи. Во-первых, ее производители не желают делиться технологическими секретами. Во-вторых, для эффективной работы линии требуется льноволокно второго номера, а не первого, на которое нынче богат район. Сегодня каждый седьмой рулон льна идет без длинного волокна, из-за чего производительность труда на линии возрастает на 50 процентов. В-третьих, условия хранения сырья в открытых шохах вынуждают досушивать его до определенной кондиции, а это приводит к дополнительным энергозатратам. Потому энергоемкость новой линии вдвое, а порой и вчетверо превышает установленные параметры. Пока она работает убыточно. Прежде чем закупить 25 таких линий (для каждого льнозавода республики – при условии их реформирования), нужно хорошенько взвесить все “за” и “против”, просчитать возможности их рентабельной работы в условиях Беларуси, убежден Сергей Сидорский. С экономическими выкладками он проанализировал, где слабые места производства волокна, в чем проигрывает завод, наращивая энергозатраты.

На заключительном этапе совещания в ходе продолжительного диалога с заинтересованными лицами премьер обсуждал причины срыва государственной программы “Лен”, пути выхода льноводческой отрасли из экономического тупика, возможности ее реформирования. Он подробно остановился на каждой из проблем, обозначенных во время ознакомления с производством, ставя конкретные задачи перед министерствами и ведомствами.