СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
www.government.by
    
Главная / Пресса о Правительстве / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ — БУДУЩЕЕ ЭКОНОМИКИ
«Рэспублiка», Юрий Бествицкий, 29 декабря 2006 г.
Рус    Eng    Бел    
 
 

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ — БУДУЩЕЕ ЭКОНОМИКИ
«РэспублIка», Юрий Бествицкий, 29 декабря 2006 г.

Правительство рассмотрело итоги социально-экономического развития Беларуси за 11 месяцев 2006 года и выставило министерствам и ведомствам страны оценки за успеваемость.

Основной итог развития Беларуси в 2006 году определяется, пожалуй, прежней формулой – стабильный рост экономики сопровождался ростом ВВП. Однако премьер-министр Сергей Сидорский предложил правительственным структурам отойти от традиционных методов оценки, основанных только на прогнозных цифрах. На общем благополучном фоне легко читается вклад каждого из министерств и ведомств в общую копилку экономики.

По итогам года сельское хозяйство выходит на запланированные объемы производства сельхозпродукции за счет увеличения производства молока, мяса, продукции птицеводства и перерабатывающей отрасли. Благодаря дополнительной прибыли и более высокой рентабельности будут перекрыты потери, понесенные из-за погоды отраслью растениеводства.

Однако не все министерства смогли выполнить обязательства перед правительством в таком важном сегменте экономики, как  опережающий рост экспорта над импортом. По оценке премьер-министра, именно на этом направлении должны сконцентрировать основные усилия ключевые министерства в 2007 году.

Минпром, «Беллесбумпром» и «Беллегпром» не придавали должного значения производству потребительских товаров, а соответственно, потерян и положительный результат. В наступающем году решение этих вопросов необходимо увязать с оказанием транспортных услуг, из-за падения которых потери бюджета составили около 200 млн. долларов. Соответственно, эти деньги заработали и вывезли не резиденты нашей страны. Если в прошлом году импорт услуг составлял 691 млн. долларов, то в нынешнем он возрос до 820 млн. долларов. Нормы, закрепленные постановлением правительства о превышении темпов роста экспорта над импортом, выполнили предприятия «Белнефтехима», «Беллегпрома» и Гомельской области.

По оценке Сергея Сидорского, министерства и ведомства увлеклись успешно работающими предприятиями, а задачу по наращиванию экспорта отодвинули на второй план. Схема работы достаточно проста: если завезли больше импортных комплектующих для энергонасыщенных тракторов, значит, на два процента больше надо выпустить продукции на экспорт. К примеру, поставки продукции брестского завода «Газоаппарат» уже расписаны на год вперед. Однако министерства новый завод до сих пор не начали строить. Хотя рынок диктует свои условия: если есть спрос, то ускоренными темпами должно быть построено параллельное производство. Есть ноу-хау со всей надлежащей документацией и технологией на данный вид продукции, но никаких подвижек со стороны министерств пока не наблюдается. Завоеванная ранее ниша позволяет отечественной газовой аппаратуре конкурировать с такими признанными брендами, как «Bosch» и «Ariston». У республики сложилась собственная ниша для наращивания экспорта белорусских автобусов, поставки которых также расписаны на год вперед.

Ряд экспортных заказов автобусов так и остался в 2006 году невыполненным. Производство полутора тысяч автобусов в год – это предел для заводчан, который при повышенном спросе последние годы остается неизменным. Правительство ставило и такую задачу перед министерствами — делать замещающую продукцию в классе импортируемых легковых автомобилей. Однако эта тема пока не реализована ни в одном из проектов. Третье направление, которому необходимо будет уделить пристальное внимание в 2007 году, – развитие сельхозмашиностроения. По схемам, отработанным правительством, техника реализуется внутри страны, а экспорт тем временем отраслевые предприятия не наращивают.

Мы не должны потерять ранее завоеванные ниши на внешних рынках, необходимо также разрабатывать и новые направления,  отметил Сергей Сидорский. Мы не развиваем такой важный сегмент рынка, как производство потребительских товаров, министерства не разработали единых подходов в данном направлении.

В протокол заседания Совета Министров внесено предложение о необходимости проведения тщательного анализа недостатков в наращивании экспорта потребительских товаров. Параллельно с экспортом необходимо будет наращивать импорт услуг. На прогнозный показатель по наращиванию экспорта услуг не вышла Белорусская железная дорога, рост импорта в 2006 году составил по отрасли 19 процентов. Более того, управление Белорусской железной дороги начало прибегать к аренде локомотивов и локомотивных бригад в России, Литве, Польше и Украине. Такое положение сложилось в первую очередь из-за того, что руководство Белорусской железной дороги не выполнило поручений правительства. В решении этих вопросов налицо упущения руководства Министерства транспорта и коммуникаций. По данным Министерства статистики и анализа, 840 отечественных перевозчиков прекратили работу в 2006 году, собственным транспортом не обеспечиваются грузоперевозки даже внутри страны.

Мы также теряем позиции на рынке строительных услуг – сокращение их экспорта составило 43 процента. Правительство ставит задачу нарастить оказание строительных услуг за рубежом в 2007 году на 5 процентов. Примером решения этих вопросов может служить московская мэрия. Она заключает контракты на строительство жилья в Беларуси и Молдове, но это не означает, что строить будут москвичи. Здесь будут зарегистрированы строительные фирмы, которые возьмут на себя эту миссию. Уже сегодня москвичи зарабатывают 40—50 процентов доходов за пределами своей столицы, но деньги поступают в бюджет Москвы. Турция за счет оказания строительных услуг по всему миру зарабатывает 4 годовых бюджета. Министерству архитектуры и строительства Беларуси поручено организовать аналогичную работу, чтобы доходы от экспорта услуг поступали в бюджет страны.

Сергей Сидорский отметил, что 30-процентный рост иностранных инвестиций в размере 500 миллионов долларов надо только приветствовать, необходимо ввозить технологии и переоснащать заводы. Даже в малом, в частности развитии сферы услуг, надо находить финансовые выгоды, которые бы пополняли государственную казну. Согласно государственной инвестиционной программе в 2007 году строительством будут охвачены 96 новых заводов, 280 новых производств, будут внедряться 576 новых технологий. Принятие данной программы позволит каждому министерству, предприятию, региону видеть реальную экономику. Премьер-министр привел пример времен Великой Отечественной войны, когда на Урале за считанные недели страна налаживала производство танков и тракторов. У нас же по два-три года пишут бизнес-планы, как в концерне «Беллесбумпром». А ведь до конца пятилетки концерн должен будет построить 8 новых предприятий. Задача правительства — создать макроусловия для экономики, выполнение которых позволит рассчитывать на положительный результат в 2007 году. Показатель социально-экономического развития Беларуси интегрированный, складывающийся из конкретных действий министерств, ведомств и предприятий. Важнейшие составляющие работы правительства в 2007 году – финансовое оздоровление, экспорт-импорт, освоение новых технологий и производств, экспорт услуг, которые позволят наращивать ВВП. Дорога эта непростая, но ее надо пройти достойно.