СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
www.government.by
    
Главная / Заявления, выступления, интервью / ЭТО НАШ ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЫБОР!
Рус    Eng    Бел    
 
 

ЭТО НАШ ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЫБОР!

Эксклюзивное интервью Премьер-министра Республики Беларусь Сергея Сергеевича Сидорского журналу «Союзное государство», №4-5, июль-август 2006 г.

Как Вы оцениваете современное состояние российско-белорусских отношений? В каких областях сотрудничество с российскими коллегами Вам представляется перспективным, и какие союзные программы Вы считаете наиболее успешными? Насколько верным оказалось само направление нашего совместного экономического развития?

Выступая 23 мая 2006 года с ежегодным Посланием белорусскому народу и парламенту, Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко подчеркнул, что для Беларуси "бесспорны преимущества единения с Россией. Это наш исторический выбор". Глава государства особо отметил, что сейчас совместные усилия направлены на поиск оптимальной модели взаимодействия в рамках Союзного государства. При этом, по мнению А.Г.Лукашенко, "показательно, что мы перешли от решения исключительно организационно-правовых вопросов к конкретной работе в сферах социального обеспечения, образования, здравоохранения, налоговой политики и свободы передвижения".

На мой взгляд, именно эти слова белорусского Президента наиболее точно и полно характеризуют современное состояние российско-белорусских отношений.

Российская Федерация является не только нашим соседом, но и основным торговым партнером Республики Беларусь. Поэтому торгово-экономические отношения между нашими странами строятся на взаимовыгодной основе и развиваются динамично.

Наглядное подтверждение этого – итоги нашего сотрудничества в текущем году. Товарооборот Беларуси с Россией за январь – май 2006 года составил 7,5 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 33 процента. При этом, на долю России в январе – мае 2006 года приходилось 47,9 процента общего объема внешней торговли Республики Беларусь.

Если описать географию наших отношений, то хочу отметить, что в настоящее время белорусские товары поставляются в 80 регионов Российской Федерации. Основными лидерами по уровню товарооборота являются Тюменская область, г. Москва, Московская область, Пермский край, г. Санкт-Петербург, Смоленская область, Республика Татарстан, Вологодская, Нижегородская и Свердловская области. Товарооборот с ними составляет 76 процентов от общего объема товарооборота Республики Беларусь с Российской Федерацией.

Сегодня Беларусь поставляет качественные высокотехнологичные товары, сельскохозяйственную продукцию, а также является важнейшим транспортным и транзитным "коридором" для России.

Полагаю, что гарантом дальнейшего развития торгово-экономических отношений между нашими странами должна стать реализация совместных программ в таких областях, как промышленная, энергетическая, строительная, социальная, образовательная, правоохранительная, а также в сфере здравоохранения. На их финансирование ежегодно направляется около 90 процентов бюджета Союзного государства.

Начиная с 1998 года нами выполнено 32 совместные программы. Все они стали успешными и показали положительный эффект. В качестве примера можно привести программы "Развитие дизельного автомобилестроения" и "Разработка и освоение в серийном производстве семейства высокопроизводительных вычислительных систем с параллельной архитектурой (суперкомпьютеров) и создание прикладных программно-аппаратных комплексов на их основе".

Если подробнее остановиться на первой из них, то благодаря именно этой программе освоено производство дизельных двигателей и большегрузных автомобилей, соответствующих по экологическим требованиям стандартам ЕВРО-2 и ЕВРО-3. А в настоящее время уже ведутся научно-исследовательские и конструкторские работы по подготовке к дальнейшей модернизации техники на соответствие требованиям норм ЕВРО-3 и ЕВРО-4. Более того, на предприятиях – участниках этой программы заметно улучшилось финансовое состояние, более чем на 3,5 тысячи человек увеличилась численность работающих.

Не могут не радовать и результаты реализации программы "Союзный компьютер". Включение созданного в рамках этой программы кластера "СКИФ-500" в список пятисот наиболее мощных вычислительных установок в мире кроме экономического эффекта позволило Республике Беларусь и России наравне с США, Японией и еще несколькими странами стать обладателями критической суперкомпьютерной технологии, повысив престиж Союзного государства как автора и разработчика этой технологии.

Или возьмем, к примеру, программу "Развитие производства телеаппаратуры на предприятиях Республики Беларусь и Российской Федерации". В ходе ее реализации разработан и освоен выпуск деталей и узлов для сборки телевизоров шестого поколения.

Эффект программы почувствовал не только покупатель, но и производитель – к выполнению заказов по мероприятиям программы были привлечены сразу 24 российских и 3 белорусских станкостроительных заводов.

Сегодня идет согласование предложений по разработке новой программы "Развитие телевизионной отрасли Союзного государства на базе перспективных технических и технологических средств "Союзный телевизор – 2".

В реализации еще одной союзной программы – "Разработка и создание оптико-механического и контрольного оборудования для производства сверхбольших интегральных схем с топологическими элементами 0,8-0,5 мкм" – участвовали 7 российских и 5 белорусских предприятий с общей численностью работающих 6 тысяч человек. Применение микроэлектронных изделий, производимых на созданном в рамках союзной программы оборудовании, дает возможность производителям компьютеров, телевизоров, радиоприемников, магнитофонов, средств связи и других устройств бытового, производственного, военного назначения снизить материалоемкость, габариты, энергопотребление радиоэлектронной аппаратуры при одновременном повышении надежности и расширении функциональных свойств.

От внедрения результатов программы в серийном производстве оптико-механического и контрольного оборудования, а также сверхбольших интегральных схем на предприятиях микроэлектроники Беларуси и России ожидаемый экономический эффект составит около 400 млн. российских рублей в год.

Итоги программной работы, в которой приняли участие специалисты российского Федерального государственного унитарного предприятия НПО "Оптика" и белорусского – "Оптическое станкостроение и вакуумная техника", позволили белорусскому объединению сохранить специализацию единственного в бывшем СССР предприятия по разработке и созданию оборудования для обработки оптических изделий, а также сохранить высококвалифицированный научный и инженерно-технический персонал, создать новые рабочие места, технически переоснастить испытательную и лабораторную базу.

Весьма перспективными, на наш взгляд, сегодня являются и другие совместные проекты сотрудничества в электронике, машиностроении, в области компьютерных технологий и других сферах. Ожидаемыми результатами станут производство высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции, совместная организация выпуска в России комбайнов и тракторов, а также продукции микроэлектроники.

Все это реально свидетельствуют о том, что вектор нашего экономическое движения на пути союзного строительства мы совершаем в правильном направлении. При этом главным приоритетом для нас остается решение конкретных и актуальных социально-экономических задач.

Недавно завершилось очередное заседание Совета Министров Союзного государства. Его лейтмотив – инновационные экономические программы Союзного государства. Как вы оцениваете перспективы реализации этих программ в рамках союзного строительства?

Действительно, в ходе очередного заседания Совета Министров Союзного государства, которое состоялось 28 июня 2006 года в Москве, мы не только уделили значительное внимание рассмотрению хода реализации наших союзных программ, но и одобрили предложения по разработке ряда новых союзных проектов.

В сферу наших общих интересов попали программы использования суперкомпьютерных систем "СКИФ" в реальной экономике наших государств, совершенствования системы защиты общих информационных ресурсов Беларуси и России, программы развития биотехнологий и микроэлектроники, преодоления последствий чернобыльской катастрофы, совместной деятельности по сближению законодательств двух стран в социально-трудовой сфере, а также по сотрудничеству в области гидрометеорологии.

Наверное, самым ярким примером плодотворного взаимодействия ученых, инженеров, конструкторов и специалистов Беларуси и России в сфере высоких технологий стала реализация программы по созданию первого белорусского космического аппарата дистанционного зондирования земли "БелКА" и Белорусской космической системы дистанционного зондирования Земли.

В рамках реализации этой программы белорусскими учеными в тесной кооперации с рядом промышленных предприятий республики был создан самый совершенный на сегодняшний день спутник дистанционного зондирования Земли. Принципы построения и примененные аппаратно-программные средства целевой аппаратуры "БелКА", позволяющие обеспечить высокоразрешающую крупноформатную съемку, не имеют аналогов в мировой практике создания оптико-электронных устройств для космических систем дистанционного зондирования Земли.

При этом все оптико-механические элементы и электронные приборы для белорусского комического аппарата были разработаны белорусскими специалистами. А установка внутренней "начинки" на платформу и ее компоновка обеспечивалась нашими российскими коллегами.

Я абсолютно убежден, что произошедшая 26 июля 2006 года авария ракеты-носителя "Днепр" со спутником "БелКА" на борту ни в коем случае не остановит развитие белорусско-российского сотрудничества в космической сфере. Ведь реализация этой программы несомненно принесет нашим государствам огромный экономический эффект.

Информация, получаемая в рамках использования космической системы дистанционного зондирования земли, необходима для решения целого ряда важнейших народнохозяйственных задач. Это обеспечение контроля за состоянием нефте- и газопроводов, предупреждение и прогнозирование чрезвычайных ситуаций, охрана и использование природных ресурсов. "Космическая" информация также будет широко востребована в сельском, лесном, водном хозяйствах, градостроительстве, картографии. А ее использование позволит не только повысить достоверность и объективность получаемых данных, но и значительно сократить наземные затраты на проведение соответствующих мероприятий.

Уверен, что и в самое ближайшее время дальнейшая реализация совместных программ в космической сфере, электронике, машиностроении, сфере компьютерных технологий и других областях позволит Беларуси и России наладить выпуск высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции, решить проблему технологического отставания, и в перспективе уменьшить закупки высокотехнологичной продукции в третьих странах.

Что уже сделано, и какие проблемы необходимо урегулировать, чтобы была принята союзная валюта?

По нашему мнению, переход на использование единой валюты в рамках Союзного государства должно отвечать интересам обоих государств и народов и способствовать их устойчивому долговременному экономическому росту и повышению благосостояния наших граждан. Однако указанной цели мы можем достичь только в том случае, если введение единой валюты, как это и предусмотрено программными документами по созданию Союзного государства, станет завершающим этапом формирования единого экономического пространства.

Республика Беларусь готова выполнить обязательства по введению российского рубля в качестве единого платежного средства на своей территории, вытекающие из Договора о создании Союзного государства, при реализации в полном объеме намеченных ранее мероприятий по созданию равных условий для субъектов хозяйствования и граждан двух государств.

Напомню, что в целях реализации Межгосударственного Соглашения о введении единой денежной единицы был принят План совместных действий Правительства Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь и Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации по введению единой денежной единицы Союзного государства, предусматривающий реализацию мероприятий в области макроэкономической, налогово-бюджетной, структурной, внешнеэкономической, денежно-кредитной политики и направленный на создание единого экономического пространства Беларуси и России и выравнивание экономических условий для субъектов хозяйствования двух стран.

Совместная работа правительств и центральных банков двух государств по его реализации позволила осуществить выход на единый курс белорусского рубля на всех сегментах валютного рынка, обеспечить его конвертируемость по текущим операциям платежного баланса, существенно сблизить показатели денежно-кредитной политики, такие как темпы инфляции и девальвации национальных валют, процентные ставки и другие. В основном унифицированы принципы, механизмы и инструменты денежно-кредитной политики.

В этой связи возникает необходимость реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности национального производства, обеспечения идентичных условий хозяйствования для агентов экономических отношений обеих стран.

Существует необходимость реального движения в первую очередь по тем направлениям экономического взаимодействия, где Республика Беларусь и Российская Федерация могут достигнуть значительного прогресса, и, прежде всего – по завершению создания единого таможенного пространства и исключению мер тарифного и нетарифного регулирования по согласованным позициям.

Необходимо также обеспечить реализацию Соглашения между правительствами Беларуси и России о создании равных условий в области ценовой политики. Прежде всего, речь идет о создании равных условий по выпуску конкурентоспособной продукции при общих подходах к проблеме влияния стоимости энергоресурсов на формирование затрат и себестоимости.

Не реализованы некоторые важнейшие мероприятия Плана совместных действий в области унификации налогово-бюджетной политики и структурных преобразований, что не позволяет создать равные условия для субъектов хозяйствования.

Кроме того, необходимо подписать межправительственное Соглашение о принципах бюджетной политики в Союзном государстве. Остается открытым и вопрос компенсации потерь белорусского бюджета за 2000 – 2004 годы в связи с применением принципа страны происхождения при взимании косвенных налогов в торговле с Россией.

Перечисленные выше аспекты предполагают соблюдение четкой последовательности действий: вначале – полноценная всесторонняя подготовка экономик к валютному союзу, и только затем – введение единой валюты как логическое завершение экономической интеграции двух стран.

Союзные отношения однозначно должны предусматривать единые условия хозяйствования для субъектов обеих стран. Но зачастую рыночные отношения диктуют свои законы. Решение "Газпрома" об увеличении цен на энергоносители белорусской стороне изначально представлялось, по меньшей мере, спорным. Каким видится оптимальный вариант решения этой проблемы?

Действительно, вопрос формирования цены на поставляемый в Республику Беларусь российский природный газ с 2007 года весьма актуален.

ОАО "Газпром" письмом от 30 марта 2006 года информировало ОАО "Белтрансгаз" о переходе с 1 января 2007 года на поставки российского природного газа в Республику Беларусь по европейским ценам. Аналогичное заявление было сделано руководством правления ОАО "Газпром" на переговорах 30 марта 2006 года.

В этой связи хотел бы отметить, что данное намерение "Газпрома" противоречит основным договоренностям между Республикой Беларусь
и Российской Федерацией о создании равных условий для субъектов хозяйствования. Речь идет в первую очередь о Договоре о создании Союзного государства и Программе действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации его положений. Именно этими документами предусматриваются создание единого экономического пространства, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в пределах территорий государств – участников при равных условиях для деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе и ценовых.

Мы полагаем, что заявления ОАО "Газпром" не совместимы с Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о создании равных условий в области ценовой политики от 12 апреля 2002 года и Соглашением между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о создании равных условий субъектам хозяйствования от 25 декабря 1998 года.

В текущем году Правительством России утверждены четкие параметры роста внутренних тарифов на газ в 2007, 2008 и 2009 годах – 15, 14 и 13 процентов соответственно. Мы считаем, что подобный подход в ценообразовании должен действовать на всей территории Союзного государства, в том числе и по отношению к Беларуси.

Ведь очевидно, что резкое увеличение цены на газ неизбежно приведет к негативным последствиям для экономик обоих государств. Снижение конкурентоспособности и объемов реализации белорусских товаров вследствие повышения цены на газ неминуемо отрицательно скажется на занятости населения и в России, где в кооперации с белорусскими предприятиями заняты до 5 миллионов человек. В наших странах более 8 тысяч предприятий связаны взаимными поставками продукции. Нужно ли лишать стабильного заработка россиян? Вряд ли это разумно.

В продукции белорусских товаропроизводителей велик удельный вес российских материалов и комплектующих, который по отдельным видам составляет до 50 процентов и более. А значит резкое повышение цены, конечно же, негативно отразится на работе конкретных трудовых коллективов в России.

Таким образом, мы полагаем, что при решении вопроса цены на газ в 2007 году для Республики Беларусь надо учитывать необходимость обеспечения сторонами равных условий субъектам хозяйствования и в Беларуси, и в России.

В настоящее время сторонами предпринимаются шаги по выработке оптимального решения. Не будем предвосхищать итогов ведущихся переговоров, но белорусская сторона надеется, что
с российскими партнерами мы сможем прийти к взаимоприемлемому решению.

Каковы на Ваш взгляд, перспективы принятия в ближайшее время Конституционного Акта Союзного государства, который должен стать важнейшим этапом строительства Союза и однозначно определит его государственное устройство и систему?

Безусловно, что завершение работы над Конституционным Актом Союзного государства станет важнейшим этапом в создании Союзного государства. Его принятие принесет значительный успех интеграции, создаст правовую основу для избрания представительного и законодательного органа Союзного государства – союзного Парламента, создания Суда Союзного государства и Счетной палаты.

Важность этого подтверждает то, что в последнее время была значительно интенсифицирована работа белорусско-российской Комиссии по подготовке Конституционного Акта Союзного государства. Проведено 3 заседания Комиссии, рассмотрено 140 замечаний и предложений. Сейчас идет конкретная и предметная работа.

О результатах работы Комиссии было доложено Высшему Государственному Совету Союзного государства на заседании 24 января 2006 года. На этом же заседании сопредседателям Комиссии от белорусской и российской сторон – В.Н.Коноплеву и Б.В.Грызлову Главами государств поручено доработать и внести проект Конституционного Акта на заседание Высшего Государственного Совета.

Союз Беларуси и России становится все более притягательным примером на постсоветском пространстве. Более того, наш Союз стал настоящим катализатором для новых интеграционных процессов. Как, на Ваш взгляд, влияют успехи союзного строительства на процесс формирования ЕЭП на территории бывшего СССР?

Несомненно, отношения Беларуси и России в рамках Союзного государства характеризуются наиболее высоким уровнем интеграции среди всех стран на постсоветском пространстве и являются примером для стран – участниц Содружества Независимых Государств.

Во-первых, свидетельством эффективности союза Беларуси и России во многом является высокий уровень торгово-экономического взаимодействия. Судите сами – в 2005 году белорусско-российский товарооборот составил 15,8 млрд. долларов США. А за пять месяцев 2006 года, как я уже отмечал, наш товарооборот увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 33 процента и достиг 7,5 млрд. долларов США. Согласитесь, эти цифры говорят о многом.

Во-вторых, в последнее время двумя странами активно ведется работа по обеспечению равных прав граждан Беларуси и России. 24 января 2006 года в г. Санкт-Петербурге подписаны соглашения в области социального обеспечения, здравоохранения, налогообложения доходов граждан, а также свободы передвижения. Нормы этих договоров направлены, прежде всего, на предоставление белорусским гражданам на территории России, а российским гражданам на территории Беларуси бóльшего объема прав и свобод по сравнению с предусмотренным в настоящее время законодательством двух государств.

Соглашением об обеспечении равных прав граждан мы закрепили возможность пребывания белорусских граждан на территории России, а российских – на территории Беларуси без миграционной карты; установили для граждан Беларуси и России упрощенную процедуру получения разрешения на постоянное жительство (вида на жительство); предусмотрели освобождение белорусских граждан в России и российских граждан в Беларуси от регистрации по месту пребывания в течение 30 дней с даты въезда и многое другое.

Договор между нашими странами о сотрудничестве в области социального обеспечения направлен на защиту интересов граждан Республики Беларусь на территории Российской Федерации. В первую очередь это касается урегулирования проблем пенсионного обеспечения граждан Союзного государства в части выплаты трудовых пенсий пенсионерам, переселившимся из Республики Беларусь на постоянное жительство в Российскую Федерацию и не имеющим права на пенсию в соответствии с законодательством России. Реализация положений этого Договора позволит обеспечить непрерывный процесс выплаты пенсий пенсионерам, которым пенсии назначены в Республике Беларусь, в случае их переселения из Беларуси на постоянное жительство в Российскую Федерацию, а также распределить обязательства каждого государства в части предоставления социальных, в данном случае пенсионных прав.

Еще в одном межправительственном Соглашении мы закрепили равные права граждан Союзного государства на получение медицинской помощи. Это усилит социальную защищенность как белорусских, так и российских граждан на территориях обоих государств.

Положения Протокола к межправительственному Соглашению об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество направлены на обеспечение для граждан Республики Беларусь и граждан Российской Федерации равных условий налогообложения доходов, полученных от работы по найму в любом из двух государств.

Эти успешные шаги по пути создания Союзного государства Беларуси и России привлекают повышенное внимание других государств бывшего СССР, прежде всего, Казахстана. Четвертый участник формирования Единого экономического пространства пока занят внутренними проблемами формирования Правительства и Верховной рады. Поэтому реальное продвижение в вопросе создания общего рынка в ближайшее время возможно лишь в формате трех государств – России, Беларуси и Казахстана.

Поэтому при формировании ЕЭП, в первую очередь, важен анализ наших достижений в "двойке" в таких областях, как отмена таможенного оформления и контроля на внутренних границах с применением качественно новых механизмов взимания косвенных налогов. В свое время Беларусь и Россия приняли важное и правильное политическое решение в вопросе объединения наших государств – устранить внутреннюю таможенную границу. И некоторые технические трудности, которые при этом возникали, оказались вполне решаемы.

Вполне очевидно, что комплексное подписание в рамках формирования ЕЭП международных договоров, регулирующих создание и функционирование экономического союза, дополнит и международно-правовую базу "двойки". Таким образом, все интеграционные процессы на постсоветском пространстве важны, взаимосвязаны и взаимно дополняемы.

По моему мнению, если нам удастся создать в этом году с Россией единый энергетический рынок, то это станет серьезнейшим сигналом для наших партнеров в Казахстане и Украине.

А уж если мы сможем объединить рынки четырех самых развитых государств постсоветского пространства, то присоединение к нему других стран СНГ – это лишь вопрос времени.

Можно ли говорить о равных политических и экономических скоростях, с которыми Беларусь и Россия продвигаются к созданию Союзного государства?

Если под словом "скорость" в данном случае понимать оптимально выбранный режим движения, то думаю, что наши стремления к построению модели Союзного государства лишены излишней суеты. Процесс создания Союзного государства хотелось бы сравнить с процессом выращивания кристалла. Терпение, знания, оптимальные условия – вот что необходимо для того, чтобы кристалл получился крепким и качественным. И на первых порах не только точно выбранная цель, но и сам процесс весьма важен и не имеет право даже на незначительные погрешности. Ведь те интеграционные процессы, которые сегодня происходят между нашими странами, согласитесь, уже приобрели необратимый характер.

Если же говорить об экономических ускорениях, которые возможно придать на некоторых участках пути, то результаты этого года показали, что такие ускорения иногда уместны и могут дать положительный результат.

Под этим я подразумеваю подписание пяти белорусско-российских договоров: четыре из которых касаются равных прав граждан Республики Беларусь и Российской Федерации, и еще один – собственности Союзного государства. Три самых социально значимых из этих документов уже ратифицировал Парламент Республики Беларусь. Тем самым наша страна показала свое желание исполнить условия Союзного договора и выбранную экономическую скорость.

Ратифицированные нашими депутатами белорусско-российские документы носят очень важный – социальный характер и призваны снять самые животрепещущие проблемы, с которыми постоянно сталкиваются граждане Беларуси и России на территории обоих государств.

Еще одним фактором, который наверняка сможет подтвердить не только совпадение наших общих целей, но и методов их достижения, можно назвать бюджет Союзного государства. Начиная с 1998 года его объем увеличился в 5 раз.

Из средств союзного бюджета профинансировано более 30 союзных программ. Свыше 90 процентов средств союзного бюджета направляется на финансирование совместных программ и мероприятий, охватывающих как сферу материального производства, так и социальную, а также сферу обеспечения безопасности. И если вместе с вышесказанным учесть, что за последние 10 лет товарооборот Республики Беларусь с Российской Федерацией увеличился более чем в три раза (с 5,2 млрд. долларов США в 1995 году до 15,8 млрд. долларов США в 2005 году), то очевидным станет факт – других таких примеров межгосударственных взаимоотношений, когда за столь короткий промежуток времени получен столь высокий результат, в мировой практике нет.

Я убежден, что эта, не имеющая аналогов в истории, работа по объединению двух независимых государств в Союз нового типа доказала, наверное, даже скептикам, что избранный нашими президентами десять лет назад курс и экономическая и политическая скорости не только верны в своем принципе, но и сохраняют главную задачу интеграции Беларуси и России – обеспечение устойчивого социально-экономического развития, повышение уровня жизни народов, формируя при этом единое экономическое пространство двух стран.