СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
www.government.by
    
Главная / Заявления, выступления, интервью / СФЕРА ПОВСЕДНЕВНЫХ ИНТЕРЕСОВ. ЭКОНОМИЧЕСКИХ
Рус    Eng    Бел    
 
 

СФЕРА ПОВСЕДНЕВНЫХ ИНТЕРЕСОВ. ЭКОНОМИЧЕСКИХ

Эксклюзивное интервью БЕЛТА Заместителя Премьер-министра Республики Беларусь Виктора БУРИ.

Строительство, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство - эти сферы народного хозяйства входят в круг повседневных интересов каждого человека, и происходящие в них изменения мы замечаем, пожалуй, скорее, чем в других отраслях экономики. Но наряду с тем, что они ориентированы на обеспечение потребностей людей, каждая из этих отраслей вносит свой вклад в "общую копилку" экономики республики, обеспечивая дальнейший устойчивый экономический рост в Беларуси. На вопросы, касающиеся строительства жилья и инвестиций в промышленность стройматериалов, развития транспортной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, в эксклюзивном интервью БЕЛТА ответил Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Виктор БУРЯ.

- Виктор Павлович, Беларусь занимает одно из первых мест среди стран СНГ по объему возводимого жилья, темпы жилищного строительства из года в год растут, но, к сожалению, увеличиваются и цены на квартиры в новостройках. Расскажите, какие принимаются меры по ограничению роста стоимости строительства жилья для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

- Стоимость строящегося жилья в республике увеличивается, однако темпы роста стоимости жилья, особенно для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в Беларуси значительно ниже, чем в других странах СНГ.

На стоимость строительства жилья влияют различные факторы, такие как рост цен на теплоэнергоносители и материалы, увеличение тарифов на перевозки, рост заработной платы в республике, в том числе в строительной отрасли, и другие.

Во исполнение поручений Главы государства по ограничению стоимости разработки проектной документации жилых домов Минстройархитектуры установлен порядок формирования стоимости проектных работ и определения договорной цены между заказчиком и проектной организацией, определяемых в соответствии с показателями объектов (площади и строительного объема), что позволяет обеспечить контроль за ценообразованием проектирования и в целом снизить стоимость проектных работ на 18-20%.

В целях дальнейшего снижения стоимости проектирования Минстройархитектуры утвердило перечни типовых проектов и проектов повторного применения многоквартирных жилых домов и усадебных жилых домов для строительства на селе. Привязка указанных проектов к местным условиям позволяет снизить стоимость затрат на проектирование до двух раз.

Особое внимание уделяется вопросам строительства жилья гражданами, которые состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и которым оказывается государственная поддержка. В целях снижения стоимости строительства жилья для таких граждан и уменьшения доли их собственных затрат, необходимых для строительства, постановлением Минстройархитектуры от 27 июня 2005 г. №28 "О предельных нормативах стоимости жилья, строящегося с государственной поддержкой" установлены предельные нормативы стоимости 1 кв.м общей площади жилья. Данные нормы разработаны для жилых домов разных конструктивных схем и учитывают их этажность, дифференцированы по регионам республики и применяемым в них проектам (сериям) жилых домов, рекомендованным Минстройархитектуры к строительству, а также учитывают новые проектные решения и требования.

Применение предельных нормативов стоимости 1 кв.м общей площади жилья позволяет ограничить стоимость возведения жилых домов и обеспечить государственный контроль за стоимостью строительства жилья с использованием государственной поддержки.

Для сокращения сроков обеспечения жильем граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. №676 начиная с 2007 года будет осуществляться поэтапное увеличение доли строительства многоквартирных жилых домов для таких граждан с доведением этого показателя к 2010 году до уровня не менее 80% от общего объема ввода в эксплуатацию домов в городах.

В целях увеличения объемов строительства доступного жилья Государственной комплексной программой развития материально-технической базы строительной отрасли на 2006-2010 годы предусмотрен рост мощностей предприятий крупнопанельного домостроения почти вдвое: с 1018 тыс.кв.м в 2006 году до 1940 тыс.кв.м жилья в 2009-м.

На дальнейшее сдерживание роста стоимости строительства жилья для нуждающихся в улучшении жилищных условий направлено решение о создании службы единого заказчика по строительству жилых домов для граждан, строящих жилье с использованием господдержки. Основными задачами этой службы являются осуществление функций заказчика по строительству жилья для указанных граждан, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, а также организация и координация жилищного строительства на основе сформированных пятилетних и двухлетних планов с учетом разработанных и утвержденных схем районной планировки, генеральных планов населенных пунктов.

Такое решение обеспечит комплексный подход в регионах к организации жилищного строительства на основе повышения эффективности и ответственности служб единого заказчика при строительстве жилья для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Названные меры позволят обеспечить доступную стоимость строительства для таких граждан жилых домов, которые будут ведены в эксплуатацию в 2007 и последующих годах.

- В Беларуси увеличивается объем инвестиций не только в жилищное строительство, но и в промышленность строительных материалов. Ведь без высококачественных стройматериалов невозможно возвести добротное, надежное и относительно недорогое жилье. А насколько привлекаются в эту отрасль иностранные инвестиции? Какие крупные проекты предполагается реализовать при участии иностранных инвесторов в ближайшие годы?

- Привлечение иностранных инвестиций в такую отрасль, как промышленность строительных материалов, является одним из стратегически важных, приоритетных направлений как в текущем году, так и в последующие годы. Это не только дополнительные финансовые вливания и, как следствие, наращивание нашими предприятиями объемов производства, создание новых рабочих мест и так далее, но в первую очередь - внедрение инновационных технологий, переход на качественно новый уровень организации производства. Это основа перспективного развития, своеобразный "ключ" к более тесной экономической интеграции за счет увеличения экспорта.

В 2007 году промышленные предприятия Минстройархитектуры (они производят около 80% всех строительных материалов и конструкций в республике) планируют привлечь для реализации инвестиционных проектов около $60 млн. На первый взгляд, такая сумма может показаться не очень впечатляющей на фоне цифр других отраслей народного хозяйства. Однако с учетом удельного веса, который занимает стройиндустрия в общем объеме промышленного производства, это не мало.

Важно отметить, что в отрасли определены "точки роста", которые способны обеспечить адекватный эффект в смежных областях. Это модернизация мощностей по производству цемента - основного строительного материала, развитие стекольной промышленности, где у нас есть четкие рыночные перспективы, определенные Программой развития стекольной промышленности Республики Беларусь на 2006-2010 годы. Кроме того, за счет высокой степени проработки каждого инвестиционного проекта мы получаем практически гарантированный результат.

Стратегически важным для всей строительной отрасли является реализуемый с этого года инвестиционный проект по переводу наших трех цементных заводов на альтернативные виды топлива. Общий объем вложений составит $21 млн. В этом году активно ведется работа по техническому переоснащению ПРУП "Кричевцементношифер". Несмотря на неплохие показатели и полную загрузку, в технологическом плане этот завод отстает от ПРУП "Белорусский цементный завод" и ОАО "Красносельскстройматериалы" (работает по так называемому "мокрому", энергозатратному способу производства цемента). Инвестиции в размере $10 млн., которые планируется привлечь в текущем году, обеспечат внедрение на заводе более современных технологий, а значит, сделают его продукцию более конкурентоспособной.

В последующие два-три года все цементные заводы проведут более серьезную реконструкцию, что позволит не только существенно увеличить объемы выпуска продукции, но и более чем в два раза уменьшить удельные затраты энергии.

Крупный проект реализует ОАО "Гомельстекло" - флагман стекольного производства в республике. Инвестиции в организацию производства полированного стекла составят $15 млн. Аналогичный проект по организации производства листового стекла реализуется австрийской компанией АТЕС GmbH, его ввод, в соответствии с бизнес-планом, планируется обеспечить к 2010 году.

Этим же инвестором ведется подготовка крупного инвестиционного проекта по строительству завода по производству кальцинированной соды. Согласно технико-экономическому обоснованию, мощность завода составит 400 тыс.т соды в год.

Реконструкция производства на РУПП "Гранит" - главный производитель щебня в республике - предусматривает освоение в текущем году $11 млн.

Инвестиционные проекты на $1,5 млн. каждый реализуются в ОАО "Гродненский стеклозавод" и "Минский фарфоровый завод".

Основными принципами, которыми мы руководствуемся в привлечении инвестиций, были и остаются, во-первых, ориентация на достижение запланированного результата по каждому конкретному проекту, во-вторых, системность. По мере реализации инвестиционных проектов будут вноситься необходимые коррективы. С учетом открытой политики, проводимой нашим государством, появятся предложения от новых инвесторов, новые проекты. Так что взятый курс на активное привлечение иностранных инвестиций будет динамично развиваться в ближайшие годы.

- Беларусь - транзитная страна, где постоянно принимаются меры, направленные на развитие международных перевозок и создание привлекательных условий для транзита. А развитие перевозок невозможно без повышения их эффективности и комфорта, то есть без обновления подвижного состава. Как же идет обновление парка подвижного состава автомобильных перевозчиков, Белорусской железной дороги, воздушных судов?

- Программой развития пассажирских перевозок автомобильным транспортом в 2005-2010 годах предусмотрено ежегодное обновление парка автобусов на уровне не менее 10%. За 2006 год автотранспортными организациями, подведомственными Минтрансу, приобретено 1126 автобусов при плане 930. Обновление парка автобусов составило 16,34%. Ежегодно до 2010 года предусматривается приобретение не менее 750 автобусов. За январь-март 2007 года организациями Минтранса приобретено 302 автобуса. Почти 100% закупаемых автобусов - отечественного производства: "МАЗ", "Неман", "Радимич".

Обновление железнодорожного подвижного состава осуществляется в соответствии с Программой развития Белорусской железной дороги до 2010 года. В рамках данной программы запланировано приобретение пассажирских тепловозов - 28 единиц, дизель-поездов - 26, электровозов грузовых - 8, пассажирских вагонов - 100, электропоездов - 2, грузовых вагонов - 2670 единиц.

В нынешнем году планируется приобрести 508 вагонов-цистерн, 508 полувагонов, в том числе 200 полувагонов, произведенных в Беларуси, 200 крытых вагонов, 20 пассажирских вагонов, 5 составов дизель-поездов.

В 2004 году начато производство грузовых вагонов на СЗАО "Могилевский вагоностроительный завод". Белорусская железная дорога приобрела на этом предприятии 301 вагон-цистерну и 798 полувагонов.

Закупки для обновления локомотивного парка будут осуществлены за рубежом, так как локомотивы в республике не производятся, и их изготовление нецелесообразно из-за малой потребности Белорусской железной дороги.

В настоящее время на УП "Минский вагоноремонтный завод имени А.Ф.Мясникова" и УП "Гомельский вагоноремонтный завод имени М.И.Калинина" собрано по одному пассажирскому плацкартному вагону модели 61-4194 с кондиционированием воздуха из комплектующих российского производства, которые на данный момент сертифицированы. В этом году планируется приобрести 20 пассажирских вагонов сборки белорусских вагоноремонтных заводов. В дальнейшем при сборке указанных вагонов будут применяться детали и узлы белорусского производства.

В соответствии с Государственной программой развития гражданской авиации Республики Беларусь на 2006-2010 годы РУП "Национальная авиакомпания "Белавиа" предусматривается приобретение трех самолетов Bombardier CRJ (Канада) пассажировместимостью 50 человек каждый.

Ввод в эксплуатацию двух самолетов CRJ-100LR и еще одного в ноябре 2007 года даст возможность "Белавиа" к 2008-му вывести из эксплуатации самолеты ТУ-134 и Ан-24. Самолеты типа CRJ-100LR, имея такой же максимальный взлетный вес, как и самолеты Ан-24, примерно в два раза превосходят их в скорости. Это даст возможность значительно повысить интенсивность использования воздушных судов, создать дополнительные удобства для пассажиров и значительно снизить расход авиатоплива при выполнении полетов.

Кроме того, в 2007 году Национальная авиакомпания "Белавиа" планирует дополнительно к двум имеющимся взять в оперативный лизинг еще один среднемагистральный самолет Boeing 737-300 (-400), который предполагается использовать вместо самолета типа ТУ-154М на регулярных и чартерных рейсах с большим пассажиропотоком.

В целях обеспечения конкурентоспособности авиатранспортных услуг и расширения рынка грузовых перевозок РУП "Авиакомпания Трансавиаэкспорт" с 2008 года предполагает ремоторизацию самолетов Ил-76 двигателями Д-ЗОКП-3 "Бурлак" либо, в зависимости от результатов их летных испытаний, другими, более совершенными двигателями.

В настоящее время РУП "Авиакомпания Трансавиаэкспорт" активно изучает возможность эксплуатации на условиях лизинга грузовых самолетов западного производства (MD-1 IF, Boeing 757-200F, Boeing 767-3OOF), которые оборудованы авионикой, соответствующей требованиям ИКАО для полетов во все регионы мира.

- Повышение в нынешнем году цен на энергоносители напрямую сказывается на увеличении затрат жилищно-коммунального сектора. Какие меры принимаются, что намечено сделать в сфере жилищно-коммунального хозяйства с целью экономии ресурсов и снижения энергозатрат?

- Жилищно-коммунальное хозяйство является наиболее уязвимым и чувствительным к повышению цен на энергоресурсы. Так, в себестоимости тепловой энергии, вырабатываемой на коммунальных теплоисточниках, и воды, поднимаемой на водозаборах и очищаемой после использования, удельный вес энергоресурсов достаточно высок и составляет более 50% и 30% соответственно.

Увеличение цен на газ и электрическую энергию для организаций жилищно-коммунального хозяйства привело к прямому повышению себестоимости этих видов услуг и соответствующему росту затрат на их производство, но не явилось неожиданным для отрасли.

Заблаговременно разработаны и реализуются программы энергосбережения, замещения дорогостоящих углеводородных видов топлива местными видами и снижения потребления тепловой энергии и воды в жилищном фонде. В топливном балансе отрасли по состоянию на 1 января 2007 года доля местных видов топлива составляет 17%. Установленные мощности позволяют довести удельный вес местных видов топлива до 25%.

К 2010 году будет осуществляться планомерное наращивание теплогенерирующих мощностей на местных видах топлива с доведением их доли в топливном балансе до 45%, что позволит значительно снизить зависимость жилищно-коммунального хозяйства от роста цен на импортируемые энергоносители.

Благодаря внедрению в жилищном фонде приборного учета и систем регулирования на воду и тепловую энергию потребление тепловой энергии населением в 2006 году по сравнению с 2003 годом снижено на 10%, а воды - на 6% при увеличении объемов обслуживаемого жилищного фонда на 4%. За счет реализации энергосберегающих мероприятий в отрасли ежегодно экономится в среднем более 7% от годового потребления энергоресурсов. Это вклад жилищно-коммунального хозяйства в смягчение последствий роста цен на энергоресурсы.

С целью минимизации потерь организаций жилищно-коммунального хозяйства Минжилкомхоз разработал комплекс мер, предусматривающий частичную компенсацию роста затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг в связи с повышением цен на энергоносители. Планируется реализация мероприятий, направленных на снижение потребления топливно-энергетических ресурсов и сокращение затрат по каждой подотрасли (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, жилищное хозяйство).

В основе проводимой в отрасли политики по энергосбережению лежит комплексный подход, позволяющий экономить топливно-энергетические ресурсы на всех этапах - от производителя до потребителя. Он включает реконструкцию теплоисточников со снижением расхода топливно-энергетических ресурсов на выработку тепловой энергии; оптимизацию схем теплоснабжения, реконструкцию тепловых сетей и снижение потерь при транспортировке тепловой энергии до потребителей; тепловую реабилитацию и увеличение термического сопротивления ограждающих конструкций жилых домов и снижение потребления тепловой энергии в жилищном фонде и другие мероприятия. Очень большое значение мы также придаем вопросам экономии за счет установки приборов учета горячей и холодной воды, теплосчетчиков и систем регулирования подачи тепла.

- Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство предлагает гражданам небольшой спектр услуг. На Ваш взгляд, почему?

- В 2006 году населению реализовано основных платных жилищно-коммунальных услуг (теплоснабжение, водоснабжение, канализация, техническое обслуживание, пользование лифтами, сбор, вывоз и обезвреживание ТБО, газоснабжение и электроснабжение) на сумму Br2211,5 млрд., что составляет более 26% от общего объема всех платных услуг. Обеспечены темпы роста этих услуг к 2005 году в сопоставимых ценах в размере 104% при задании 102-103%.

Организациями жилищно-коммунального хозяйства постоянно проводится работа по расширению перечня и иных платных услуг, оказываемых населению, и наращиванию объемов этих услуг. Так, помимо названного стандартного набора жилищно-коммунальных услуг выполняются ремонт квартир, установка приборов учета воды в квартирах, изготовление и установка окон, дверей, в том числе металлических, замена канализационных и водопроводных труб на полипропиленовые, ремонт электропроводки и печного оборудования, изготовление и установка заборов и др.

В результате оказания населению дополнительных платных услуг организациями Минжилкомхоза в 2006 году получена выручка в размере Br118 млрд. Рост объемов дополнительных платных услуг к 2005 году составил 105%.

Тем не менее не могу не согласиться с вашей постановкой вопроса о незначительности спектра услуг, выполняемых силами жилищных организаций. Вижу здесь два основных фактора - инертность руководителей на местах и недобросовестная конкуренция "серого" рынка индивидуалов.

- Виктор Павлович, в последнее время часто можно услышать о необходимости повышения эффективности работы ЖКХ. Что это подразумевает?

- Жилищно-коммунальное хозяйство затрагивает жизнь каждого человека. Это поднимает его в ранг одной из самых ответственных и остросоциальных сфер жизнедеятельности республики. От того, какие результаты работы достигнуты в этой сфере, зависит социальная стабильность в обществе.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6 октября 2006 г. №604 основными показателями эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства являются: обеспечение соблюдения нормативов государственных социальных стандартов по обслуживанию населения в области жилищно-коммунального хозяйства и повышение качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг; снижение затрат при оказании жилищно-коммунальных услуг населению в сопоставимых условиях; снижение потребления топливно-энергетических ресурсов.

В результате реализации мероприятий, направленных на обеспечение населения и прочих потребителей всем комплексом жилищно-коммунальных услуг в востребованных объемах и соответствующего качества, на сдерживание роста цен на эти услуги, снижение затрат при их производстве, в 2006 году организациями жилищно-коммунального хозяйства выполнены все установленные задания. Так, затраты на оказание жилищно-коммунальных услуг населению снижены на 4,7% в сопоставимых условиях к уровню 2005 года. Для стимулирования эффективной работы организаций жилищно-коммунального хозяйства экономия средств, полученная в результате снижения затрат, направляется на развитие производства и материальное поощрение работников.

Планирование текущей деятельности, определение параметров финансирования организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, осуществляются на основе планово-расчетных цен, формируемых с использованием экономически обоснованных нормативов затрат.

Наиболее показательным при оценке качества работы отрасли является отопительный период. Для подготовки к нему были сосредоточены финансовые, материальные и людские ресурсы всех организаций жилищно-коммунального хозяйства, выполнены все необходимые работы на объектах жилищно-коммунального хозяйства. В результате принятых мер серьезных срывов в прошедшем отопительном сезоне допущено не было.